- Папа, почему я должен любить Иисуса? – спросил один из моих сыновей. Я посмотрел ему в глаза и спросил: - Ты любишь папу? - Конечно! – ответил он. - А ты задумывался когда-нибудь, почему ты меня любишь? Его глазенки быстро забегали, и затем, широко улыбнувшись, он сказал: - Потому, что ты любишь меня.
Понимаешь это, мой друг? Любовь обладает странной силой. Любовь порождает любовь. Никто не в силах противостоять притяжению любви. Христос безмерно сильно любит каждого из нас. Самое малое, чем мы можем ответить на такую любовь, это всем сердцем полюбить Его. Но почему человеку не удается полюбить Бога? Иногда это происходит из-за того, что мы не до конца понимаем, что Он сделал для нас. Мы знаем, что Он умер на кресте, чтобы спасти нас, но боюсь, не вполне понимаем, что это значит. Мы столько раз слышали эту фразу, настолько привыкли к ней, что потеряли из виду истинное ее значение.
Много лет назад, будучи студентом колледжа, я стал очевидцем удивительной любви. Заурядный и ничем не приметный парень женился на самой красивой девушке в колледже. Самые видные и умные парни отчаянно боролись за право ухаживать за ней, но безуспешно. Милли (так звали девушку) отвечала, что приехала учиться, а не влюбляться.
Мой друг, Эрик, был невысоким, с оспинками на лице и к тому же робким. Однажды он пришел ко мне и сказал:
- У меня неприятности. Я влюбился.
- Так поздравляю! Это чудесно, какая же это неприятность!?
- Не спеши, - усмехнулся он, - дело в том, что это та самая девушка.
Улыбка мигом сошла с моего лица, и я был вынужден согласиться с ним:
- Да, тогда твои шансы равны нулю. Она не обращает внимания на парней, которые гораздо красивее тебя. Думаешь, она посмотрит в твою сторону?
Прошло несколько месяцев. Тайная любовь Эрика к Милли росла, так и не находя возможности проявить себя. В середине учебного года поползли слухи, что Милли уедет из колледжа, так как ей нечем заплатить за учебу.
Мой друг встретился с финансовым директором колледжа и выразил желание заплатить за Милли – у него были деньги, заработанные продажей книг и предназначенные для оплаты очередного года учебы. Понятно, что такой шаг для Эрика был равносилен отказу от учебы.
Директор попытался отговорить его, но безрезультатно. «Это мои деньги, - сказал парень, - и я хочу, чтобы училась она, а не я. И, пожалуйста, мне не хотелось бы, чтобы она узнала, кто заплатил за нее».
Так что он, а не она покинул колледж, отправившись вновь продавать книги, чтобы заработать денег на следующий учебный год.
Через несколько месяцев я получил от него трогательное письмо:
«Ты говорил мне, что не стоит идти на такие жертвы, что она никогда не посмотрит в мою сторону. Пойми, что я люблю ее, а когда любишь, ничего не ждешь в ответ. Я люблю ее и не могу позволить, чтобы она потеряла год учебы. Пусть даже она никогда не посмотрит на меня. Она учится, и я уже счастлив».
На следующий год он вернулся в колледж. Его любовь стала более зрелой. Он был уверен в своих чувствах и однажды, набравшись смелости, заговорил с нею и открыл свое сердце.
Признание Эрика было напрасным. Милли не просто отказала ему в дружбе, но сделала это крайне резко. Тогда кто-то сказал ей: «Послушай, ты имела право сказать «нет», но ты могла обойтись с ним помягче. Незачем было ранить его. Да, он заурядный парень, но он любит тебя так сильно, что в прошлом году пожертвовал годом учебы, чтобы ты осталась в колледже. И все это он сделал втайне от тебя, не ожидая ничего взамен, просто потому, что он любит тебя!»
Девушка была потрясена до слез. Ее настойчивые распросы вынудили финансового дирктора рассказать ей всю правду.
Прошло несколько месяцев, и Эрик заявил друзьям: «Она моя невеста».
Все подумали, что Милли сделала этот шаг из жалости, сострадания и, конечно же, желания вернуть долг. Но вот какое объяснение я услышал от нее лично: «Вначале, когда я узнала о его поступке, я была раздражена. Кто просил его делать это?! Но время шло, и пришла другая мысль. Встречу ли я в жизни еще одного человека, который полюбит меня так сильно, что, не раздумывая, пожертвует собой ради меня и не станет повсюду трубить об этом? Встречу ли я еще раз такую любовь?» И тогда я подумала: «Как осмелюсь я не любить того, кто так сильно любит меня?»
Эта фраза заслуживает того, чтобы ее поместили в золотую рамку: «Осмелишься ли ты не любить того, кто так сильно любит тебя?» В тот день, когда мы осознаем, что же в действительности произошло на Голгофе, мы зададим себе тот же вопрос.
Что же произошло на Голгофе?
Но сначала мысленно перенесемся в Едем. Создав человека, Бог предостерегает его от беды: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Библия, Бытие 2 глава, 16, 17 стихи). Здесь говорится о неизбежном возмездии. Послушаешься – будешь жить, ослушаешься – умрешь. Как известно, человек согрешил. Мы все грешим и, следовательно, должны умереть, ведь «возмездие за грех – смерть» (Библия, Послание к римлянам, 6 глава, 23 стих). Но человек не хочет умирать. Он взывает к Богу о прощении. Понимает ли он, что просит? Бог есть Бог, и Его слово неизменно. Согрешивший должен умереть. Но Бог любит человека и не может позволить ему умереть. Что делать?
Раз человек не хочет умирать, значит, кто-то другой должен умереть вместо него. Кто-то другой должен заплатить цену греха. И тут появляется величественная фигура Сына Божьего. Он говорит: «Отче, человек заслуживает смерти, потому что согрешил. Но прежде чем исполнить наказание, Я хочу сойти на землю, принять человеческую природу, стать одним из них, дабы разделить их печали и радости».
И Христос пришел в наш мир, родившись младенцем. Он не просто был похож на человека, Он стал человеком. Он пережил ту же борьбу, что так знакома нам, и иногда, подобно нам, чувствовал себя одиноким и непонятым. Он перенес все твои искушения, и именно поэтому Он скорее готов понять и полюбить тебя, чем осудить и наказывать.
Господь Иисус прожил в этом мире 33 года. Библия говорит, что Он был «подобно нам искушен во всем» (Послание к евреям 4 глава, 15 стих). Как человек Он был искушаем, но не согрешил и, согласно принципу возмездия, заслуживает жизни.
Теперь представим себе диалог между Христом и Его Отцом: «Отец, Я жил на земле как человек, был искушен во всем, но не согрешил. Человек же, напротив, согрешил и заслуживает смерти. Но, Отче, принципу возмездия не противоречит принцип замены. Я хочу умереть смертью, которую заслужил человек. А жизнь, которую Я заслужил, потому что не согрешил, Я хочу подарить человеку».
На голгофском кресте благодаря Христовой любви осуществился принцип заместительной жертвы. Некто пожертвовал Собой ради нас. Некто умер, чтобы мы могли жить.
За несколько дней до смерти Христа стражи порядка в Иерусалиме арестовали преступника по имени Варрава. Его приговорили к смерти на кресте. Сложно представить более жестокую казнь. От ран на руках и ногах, как правило, никто не умирал. Смерть на кресте была медленной и мучительной. Кровь по капле вытекала из изможденного страданиями тела. Иногда злодей висел на кресте несколько суток, днем изнемогая от зноя, а ночью от холода. Голод, жажда и потеря крови постепенно приводили к смерти.
После суда над Варравой власти позвали плотника, чтобы снять мерки с разбойника и по ним сделать крест. Но в тот день иудеи схватили Иисуса. Он тоже был приведен на суд и приговорен. Пилат попытался защитить Его и, выведя перед толпой Варраву и Христа, сказал:
- Есть обычай – в честь праздника отпускать одного смертника. Кого хотите, чтобы я отпустил, Варраву или Христа?
Толпа исступленно кричала:
- Отпусти Варраву! Распни Христа!
Мне кажется, что если кто-то и понял до конца значение слов «Хрстос умер вместо меня», так это Варавва. Наверное, он даже ущипнул себя, чтобы удостовериться, что не спит. Он – преступник – оказался на свободе. А Иисус – Жизнедатель и сама Любовь – остался умирать вместо него.
Уже не было времени звать плотника, чтобы изготовить крест для Христа. Кроме того, нужно было найти применение кресту Варравы. И в тот день, поднимаясь на гору Голгофу, Христос нес чужой крест, потому что для Него не было креста, потому что Он не заслужил его. В тот день Христос нес мой крест. Это я заслужил смерть, но Он так возлюбил меня, что решил умереть вместо меня и подарить мне право на жизнь, право, котрое Он завоевал, будучи Человеком.
Богочеловек умирал из-за любви. Солнце скрыло свой лик, чтобы не видеть злорадствующей толпы. Небо разрыдалось грозовым ливнем. Птицы и звери метались, не находя себе места, чувствуя всю противоестественность происходящего. Только человек, самое прекрасное и мудрое из всех созданий, не понимал, что в тот момент на карту была поставлена его вечная участь…
Размышлял ли ты когда-нибудь о значении этого поступка любви? Не безумец-самоубийца умирал на кресте. Не революционер расплачивался своей жизнью. То был Бог, ставший человеком, и, как любой человек, обладающий инстинктом самосохранения, Он испытывал страх перед смертью. Ему было так страшно, что накануне ночью, Он молился: «Отче, мне страшно умирать. Есть у Тебя другой способ, чтобы спасти мир? Если Ты избавишь Меня от этого испытания, я буду бесконечно благодарен Тебе». И я уверен, Бог ответил: «Ты еще можешь отказаться, Сын Мой».
Жизнь человечества была в Его руках. Ему было страшно умирать, но любовь была выше страха, больше жизни. Разве мог Он бросить человека в ненасытную пасть смерти!? Почему Он так возлюбил меня? Пожалуй, мне никогда этого не понять. Знаешь ли ты цену своей жизни? Ты – самое драгоценное, что есть у Христа.
Один мой друг, Алексей, рассказал мне историю из своего детства.
Ему нравилось перелезать через забор и воровать яблоки у соседа. Однажды мать позвала его и сказала: «Видишь эту розгу? Если ты еще раз возьмешь соседские яблоки, получишь 5 ударов». Дни шли, яблоки становились все более красными, и мальчик не смог устоять перед искушением. Он перелез через забор и ел яблоки, пока не наелся. Подходя к дому, он увидел мать с розгой в руках. Мальчик задрожал, зная, что его ожидает. Не задумываясь он произнес:
- Мама, прости меня. - Нет, сын, я должна выполнить то, что обещала. - Мама, пожалуйста, я обещаю, что больше никогда так не буду. - Нет, сын, ты будешь наказан. - Нет, мама! - Тогда есть только один выход, сынок. - Какой? - Бери розгу, сынок. Вместо того, чтобы получить по заслугам, ты ударишь меня. Наказание должно совершиться, потому что есть проступок. Ты не хочешь быть наказанным, но я так сильно тебя люблю, что готова понести наказание вместо тебя.
«До этого плакали лишь мои глаза, - рассказывал Алексей, - но в тот момент заплакало сердце. Как я осмелюсь ударить мать за свой проступок?»
Подобное происходит в наших отношениях с Богом. Когда, согрешив, мы просим прощения, Он смотрит на нас с любовью и говорит:
- Сын Мой, ты согрешил и заслуживаешь смерти, но не хочешь умирать. Значит есть только один выход.
- Какой? – спрашиваем мы в нетерпении.
- Я готов понести последствия твоей ошибки, - кротко говорит Он.
Алексей не смог ударить мать за совершенный им же самим проступок. Но мы осмелились распять Бога на Голгофском кресте.
Я никогда не найду слов, чтобы выразить благодарность Христу за то, что Он сделал для меня. Я никогда не смогу понять глубину Его любви ко мне. Но, поднимая взор к той одинокой горе и видя Бога любви, распятого на кресте, я сокрушаюсь и восклицаю:
«Как осмелюсь я не любить Того, Кто так сильно любит меня?»
|